Следует отличать бытовое насилие, не знающее принципов разумности и добровольности, от БДСМ, где любые манипуляции совершаются лишь при взаимном согласии сторон! Только при таком условии можно попытаться отделить страшную сказку от реального мира непохожих на основную массу людей.
Перепечатка, постоянный адрес статьи: http://imho-news.ru/journal/?a_id=107
В СССР секса, как известно не было, в СССР была рождаемость. В идеальной стране, где все счастливы и равны, такие явления, как порнография, эротика и прочие веяния чужеродной культуры, были просто не нужны. Да зачем, коли государство идеальное? Все строили коммунизм. Всё, запрещённое партией, из-за границы привозили так называемые «свои», чей багаж досматривать нельзя было по закону. А такое чудо техники, как видеомагнитофон, было лишь атрибутом элиты.
Горбачёвская перестройка внесла свои коррективы в жизнь людей. В чем она заключалась, никто толком не знал, но слово было таким необычным для советского человека, что сразу понравилось. Перестройка и шедшая с ней в комплекте гласность стали символами эпохи 1985—1991 годов. Запах свободы кружил головы. Фильм «Маленькая Вера» в те времена стал подлинным откровением для публики, а «Интердевочка» была более фантастическим и скандальным явлением, чем нынешний приезд Мадонны в Россию.
Когда СССР распался, безудержный поток информации хлынул на находившийся в изоляции народ. Наступил хаос – что ещё вчера было запрещено, сегодня вдруг стало можно. Образовавшиеся в 1980-е годы андерграундные сообщества выползли на свет божий. У нас появилась своя наркомания, проституция и прочие негативные последствия свободы. Мир вдруг перевернулся с ног на голову и стал совершенно другим. Сегодня же все это – ещё одна перевёрнутая страница истории.
Сейчас многие табу, царившие во времена СССР, отпали. Секс перестал быть «запретной темой». Сексом тогда тоже занимались, но в те годы это считалось постыдным, а сейчас стало обычной частью повседневной жизни. Даже малыши знают, как они появились на свет. Заблуждения же как были, так и остаются. С одной стороны, это упущение родителей, которые не проводят просветительскую работу с детьми, с другой – преподавание в школе уроков «про это» обществом возбраняется и категорически не приемлется. Дети обо всём узнают с телеэкрана, из Интернета и от более продвинутых друзей. Чаще всего такая информация – коммерческая, несерьёзная и далёкая от истины. Даже люди старших поколений порой становятся жертвами подобной «дезы». Поэтому не стоит удивляться, что в теме «Секс и эротика» очень много изживших себя стереотипов.
Общество во многом консервативно и ещё не готово к внедрению новых, нестандартных моделей сексуального поведения. Это вам не Амстердам, где люди нетрадиционной ориентации свободно ходят по улицам, взявшись за руки. Вспомнить хотя бы многострадальный гей-парад в Москве, многочисленные акции против этого мероприятия, потасовки между борцами за чистоту нравов и представителями секс меньшинств. Всё это вынуждает людей с нестандартными увлечениями или нетрадиционной ориентацией уходить в подполье.
Неудивительно, что заблуждения в сфере альтернативных моделей сексуального поведения появляются, как грибы после дождя. Часть информации запрещена к распространению, серьёзная научная литература отсутствует – всё это играет свою роковую роль. О многом люди узнают из порнофильмов, из сомнительных, плохо переведённых статей авторов, которые сами не разобрались в излагаемом материале, а порой и вовсе незнакомых с таковым. Переизбыток подобной информации негативно сказывается не только на какой-то отдельной субкультуре, но и рождает множество пугающих обывателя стереотипов.
Не избежала этой участи и такая субкультура, как BDSM – Bondage, Domination, Sadism, Masochism – Бондаж, Доминирование, Садизм и Мазохизм. Не стоит удивляться, что субкультура с таким названием порождает страхи и ложные представления, банальную путаницу понятий. Для кого-то БДСМ – это сборище маньяков, извращенцев с психическими отклонениями, которым нравится причинять боль, и по-другому они реализоваться не могут; для других – это театрализованное шоу, полное масок, латекса и плетей; для узкого круга людей – это образ жизни.
Вопрос здесь в том, что понимать под извращением – игру партнёров в доктора и пациента, или что-то более серьёзное и небезопасное для здоровья одного из партнёров. Например, люди, которые совершенно не «в Теме» и имеют о ней представление только по порнофильмам, слыша аббревиатуру БДСМ, рисуют в своём воображении некую садистку в облегающем латексном одеянии с плёткой в руках и рабом в ногах. Что является первым, и весьма распространённым заблуждением о БДСМ. Этот стереотип в свое время пришел к нам с Запада и с тех пор активно культивируется СМИ.
Не все знают, что БДСМ – это не только причинение боли и свистящие над головой плети, но и общее понятие, объединяющее все проявления взаимоотношений типа «доминирование-подчинение» на сугубо добровольной основе. Причинение боли, собственно, как и сам садомазохизм – это всего лишь узкое направление в БДСМ. Не всем нравится целенаправленно избивать, махать плетьми и унижать. Кому-то нравится обычное послушание. А причинение боли в данном контексте является мерой воспитательной, вынужденной и малоприятной. Да, многие слышали про садомазохизм, но не более. А вот такие понятия, как «D&S», «Lifestyle (LS-D/s)» знакомы только лишь узкому кругу людей «в Теме».
Вот как определяет эти термины словарь БДСМ-лексики: «D&S – Dominance and Submission (доминирование и подчинение). Одно из базовых понятий BDSM. Обычно используется для обозначения психологического и философского аспекта.
Часто используется (хотя и не является таковым) для указания на стиль жизни, построенный на доминировании–подчинении», что в свою очередь не является ролевыми играми, которые бывают и вне БДСМ. «Lifestyle(LS-D/s), или лайфстайл (ЛС), образ жизни – это отношения, основанные на полной передаче всех своих прав сабом Доминанту, на постоянной основе. При этом контекст БДСМ отношений затрагивает все сферы их повседневной жизни (в отличие от сеансовых отношений), 24 часа в сутки, 7 дней в неделю (для обозначения этих отношений используется также термин 24/7)». Более подробно термин расшифровывается как «Bondage and Discipline – ограничение свободы (связывание) и воспитание; Domination and Submission – доминирование и подчинение; и Sadism and Masochism – садизм и мазохизм»
Так что рассматривать БДСМ только в аспекте причинения боли не совсем верно. Если человека интересует лишь «Algolagnia», т.е. пристрастие к получению (причинению) боли, чаще всего носящее сексуальный характер – это одно направление в рамках БДСМ. Когда же человека занимают отношения в рамках «доминирования и подчинения», или какая-то более узкая направленность БДСМ – это совсем другое направление. Главное понять, что БДСМ-щик – не маньяк-психопат, жаждущий боли. Все очень индивидуально. Поэтому утверждать что-либо категорично в этом вопросе нельзя. Более того, в вопросах определений, суждений и характеристик стоит быть весьма осторожным и не лезть в то, с чем совершенно не знаком. Сперва нужно разобраться в терминах и отличать бытовое насилие, не знающее принципов разумности и добровольности, от БДСМ, где любые манипуляции совершаются при взаимном согласии сторон. Следует знать, что, прежде чем вступить в БДСМ-отношения, партнёры оговаривают, что можно, а что нельзя. Игры в рамках БДСМ бывают небезопасны, и нужно откровенно рассказать партнеру об имеющихся заболеваниях, чтобы по незнанию не была нанесена серьёзная травма.
Второе распространённое заблуждение, что БДСМ пропитан сексом. Это не всегда верно, БДСМ-сессия может ограничиваться обыкновенной поркой без сексуального контакта. Зачем секс, если человеку, которому настучали по филейному месту, уже и так хорошо, и оба партнера получают от этого гораздо более сильные эмоции, чем от обычных сексуальных отношений?
В данном случае показателен пример, когда раб набился госпоже «вылизать киску». Женщина вынесла обалдевшему партнеру большого персидского кота и приказала: «Лижи!». Вылизал. После, стесняясь, раб сообщил, что он имел в виду другую «киску». «Хорошо» – сказала госпожа и вынесла выпавшему в осадок рабу ещё одного персидского кота. И ведь трудно поспорить – что человек «просил», то ему и преподнесли. Поэтому следует быть крайне осторожным в использовании той или иной формулировки, т.к. двойные стандарты не дремлют и поджидают в тёмном углу свою нерадивую жертву.
Нужно знать, что БДСМ-отношения не всегда подразумевают под собой секс. Он может быть неким поощрением, может – способом унизить. Это, конечно, не значит, что БДСМ-щики не занимаются сексом, и у них нет жён/мужей. В БДСМ встречаются нормальные полноценные семьи, отношения в которых постепенно переходят в общепринятые. Но так происходит далеко не всегда и не у всех. Многие живут четким разделением господин/раб. Роли в таких семьях распределены предельно четко. Каждый из партнёров ясно представляет, какая на него возложена роль и твёрдо знает, кто в доме хозяин. Правда, есть так называемые «свитчи», которые берут на себя то роль «снизу», то роль «сверху» (в БДСМ существуют как позиции «чистые», так и смешанные, «переключающиеся», «свитчи», от англ. switch – переключение). Они встречаются во всех сферах БДСМ.
Как-то, бродя по просторам Живого Журнала, я наткнулся на такую вот интересную запись одного пользователя: «Что меня поразило: у огромного количества девушек в интересах – почти на флаге – всякое садо-мазо и прочее. Кое-кого видала в реале. Раньше девушки с такой уютной внешностью учились печь восхитительные пирожки. Имхо – хотят замуж, а сейчас, при навязываемой эротизации общественного сознания, любовь к жесткому порно – типа маст, вместе с чтением модных авторов и фитнесом». По логике автора, все женщины, интересующиеся, либо уже «погрязшие» в БДСМ – старые девы с избыточным весом, не способные создавать уют! В каждой шутке есть доля правды, но бросаться в такие крайности не стоит. Многие женщины в БДСМ красивы, занимаются фитнесом и умеют печь пирожки. И многим, чтобы выйти замуж, не обязательно менять плеть на скалку. Если кто-то хочет показать себя очень умным, а заодно продемонстрировать недюжинные познания в психологии, нет ничего проще! Надо сунуться в любую тему и выдать свой стереотип. А потом знающие люди будут долго смеяться, рассказывая о вас друзьям и сочиняя легенды, которым позавидует любой Петросян всея Руси.
Психиатрия давно вычеркнула садомазохизм из разряда тяжёлых психических заболеваний, прировняв к допустимым, но всё же отклонениям от общепринятой нормы. Беда в том, что многие определения были сформулированы ещё в начале XX века, и такие понятия как «садизм», «мазохизм» описаны терминами и клиническими определениями, которые были разработаны для описания душевных расстройств, а не сексуального поведения. В результате мы имеем путаницу в определениях и создание новых стереотипов.
В БДСМ приходят люди настолько разные, что не каждому специалисту под силу сразу определить причины, приведшие человека «в Тему». Кого-то ведёт веление души, кого-то комплексы, кто-то находит в этом сексуальное удовлетворение, кто-то моральное или физиологическое. Но сколько таких людей – науке доподлинно не известно. Вот что сообщает по этому поводу bdsm.org.ru: «Отсутствие фундаментальных исследований и показателей крайне осложняет определение количества людей, практикующих или интересующихся явлением BDSM. Мы можем использовать некоторые данные других опросов, однако ответить, как много людей испытывают подобные фантазии и сколько из них воплотят их в действительность, практически невозможно. <…> Также нет точных данных о том, сколько существует доминантов и сколько склонных к подчинению, или каково соотношение между мужчинами и женщинами в этих категориях. Тем не менее, основываясь на практическом опыте, BDSM-организации пришли к следующим предварительным выводам (применительно к гетеросексуалам): людей, стремящихся подчиниться (sub), примерно в три раза больше, чем доминантов; хотя мужчины более откровенны касательно своих сексуальных предпочтений, соотношение мужчин и женщин примерно одинаково, 50/50; количество женщин, склонных к подчинению, превышает количество мужчин в этой же роли».
Можно сказать даже больше – многие исследования просто игнорируют БДСМ-публику, считая ее малочисленной. Даже пропаганда, направленная против ВИЧ не рассматривает тех, кто практикует БДСМ, как группу риска. А ведь в таких отношениях случаются игры, травмирующие кожный покров до крови (к примеру, сильная порка), и это тоже может являться потенциальным источником заражения. Но исследователи не уделяют этим «мелочам» должного внимания, сводя риск заражения ВИЧ к половому контакту. В этом случае альтернативные формы сексуальных предпочтений во многом оказываются за гранью исследования. Это ещё один камень преткновения в Теме.
Поскольку большой процент проявлений БДСМ представляет собой физические действия различного болевого характера и степени тяжести, то такие действия могут подпадать под статьи Уголовного Кодекса и квалифицироваться как насилие. Не стоит забывать, что все мы – законопослушные граждане, живём в государстве с Конституцией, дарующей свободы и права. Но даже абсолютно свободный человек является рабом закона. Признают ли современные российские законы БДСМ? Конечно же, нет. Законодательство не имеет чёткого определения, касающегося БДСМ-отношений, но многие статьи УК РФ впрямую или косвенно ставят их вне закона: «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан», «Насильственные действия сексуального характера», «Понуждение к действиям сексуального характера», «Побои», «Истязание», «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности», «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». И такое ложное толкование проявлений элементов «насилия» в рамках БДСМ-отношений лишь добавляет проблем. Только мы забыли, что принципы БДСМ основаны на безопасности, разумности и добровольности! Следовательно, общественной опасности нет, как нет и насильственных действий.
Но, не всё так просто, как кажется. Например, соседи слышат за стеной крики, свист кнута, звуки нанесения побоев. Что они делают? Конечно же, вызывают милицию. Милиция приезжает, выламывает дверь, человеку, «наносящему побои», грубо скручивают руки, успокаивают прикладом, и тут партнёрша, «подвергнутая побоям и насильственным действиям», прибавляя ненормативную лексику, орёт: «Зачем, козлы, кайф ломаете?!»
Или ещё показательный пример. Пара, далёкая от БДСМ-отношений, ещё в советские времена решила устроить сексуальную игру со связыванием. Пошли в гостиницу, заказали номер. Но консьержа что-то смутило, и он решил вызвать милицию: мало ли чего? Врываются стражи порядка в номер, и видит такую картину: на кровати лежит связанная женщина, над которой собираются произвести «насильственные действия сексуального характера». Что делает милиция? Конечно же, достаёт табельное оружие и производит задержание. «Спасители» развязывают женщину, а она вопит в слезах: «Оставьте моего мужа в покое!». У женщины тяжёлая психологическая травма, у обоих супругов проблемы на работе и одно желание – замять эксцесс. Но «товарищеский суд» и вынесение выговора неминуемы.
Психологическая помощь таким парам в СССР не оказывалась. В итоге женщина до сих пор панически боится БДСМ-отношений, и не потому, что её мучили садисты-изуверы, а потому, что она не желает повторения цирка с выламыванием двери и милицией. Даже сейчас, через много лет, психологи пытаются как-то залечить эту психологическую травму, но без особых успехов.
Обычному человеку порой трудно понять, где бытовое насилие, а где БДСМ-отношения. Да и как втолковать остановившему милиционеру вас, что наручники в вашем кармане – для интимных игр, а не для незаконного удержания человека в неволе?
Многие проблемы можно решить с помощью грамотно составленного договора, в котором прописано, что партнёры делают всё по взаимному согласию. Особенно если вы собрались провести БДСМ-сессию с человеком мало знакомым, или если нет гарантии того, что, сегодня производимые, манипуляции не будут медицински освидетельствованы, и вы не станете обвиняемым по делу о причинении телесных повреждений. Даже если вы с партнёром вместе много лет, никто не исключает мести за причинённую обиду подобным способом. От таких каверз никто не застрахован. И тут либо необходимо совершенствование техники безопасности, либо отказ от не безопасных для здоровья игр, либо договор, подчёркивающий добровольность всего происходящего. Поэтому будьте внимательны и не играйте в «русскую рулетку» с законодательством. Вас могут неправильно понять.
Также не стоит воспринимать БДСМ-общество как культ или тоталитарную секту. Отношения строятся на взаимопонимании, разумности, добровольности, а не на насилии как таковом. И если вы чего-то категорически не приемлете, вас никто не заставит это делать:
"Любой метод влияния этичен до тех пор, пока постоянно и тщательно соблюдается главный принцип. Если Вы можете создать выигрышную для обеих сторон ситуацию, исход которой будет в должной степени отвечать потребностям или желаниям партнера, которая принесет обоим что-то важное и искомое – Вам не нужно сомневаться в средствах достижения этой цели".
Главное – не верить высказываниям типа: «Испытать тройной оргазм может лишь тот человек, который не в состоянии вырваться из рук партнера, а дать это может лишь бондаж (связывание) и доминирование». Если это вам не подходит, то и удовольствия вам это не доставит, тем более – тройного. А вот практика без знания теории повредить психике, испортить здоровье и сломать жизнь вполне себе может. Знание – сила. Поэтому, прежде чем что-то пробовать, узнайте об этом подробнее.
Да, в БДСМ красивая и фетишная атрибутика: стильная одежда из латекса, сапоги на высоком каблуке, различные вариации на тему униформы. Но, это – ещё не весь БДСМ. Как не всё в БДСМ – наручники и свист плети. Если кому-то нравятся кирпичные стены замка, обильно облитые кровью, звон цепей, мрак средневековья – вам следует поехать в Англию и посетить какой-нибудь пугающий замок. Или попытаться приготовить «готическую яичницу». Не всегда и не всем нравится переодеваться в латекс ради пресловутой порки.
Нашему журналу «ИМХО» согласился дать интервью Кирилл Готовцев – личность довольно известная в БДСМ кругах, один из родоначальников сайта bdsm.ru.
Кирилл Готовцев
Александр Аверин: Здравствуйте, уважаемый Кирилл. Основные понятия расшифрованы на bdsm.org, и поэтому спрашивать, что значит аббревиатура BDSM и основные постулаты о Добровольности и разумности, я не буду.
Кирилл Готовцев: А зря. Потому что переведено оно плохо и растолковано еще хуже. Дело в том, что плохой перевод смещает акценты, делая определения гламурными, но бессмысленными. Несколько слов о терминологии.
Safe, Sane, Consesual.
Safe – это не в коем случае не «безопасный». BDSM – не безопасная вещь! Напротив, она требует большого внимания к действиям, понимания физиологии и т.п. Собственно, Safe – как раз про это самое, потому что наиболее близкий перевод – «аккуратность», «внимательность». Но это же негламурное определение, некомплиментарное.
Sane. Разумность – опять автокомплимент – для того, чтобы хоть как-то передать смысл, потерянный при кривом переводе Safe. Но при этом теряется изначальный смыл Sane, который, к слову, не так просто перевести. Когда формулировались ограничения SSC, позиция Sane вводилась для того, чтобы дистанцировать сообщество от людей с нарушенной психикой. То есть Sane – это с медицинской точки зрения «здравомыслие», «вменяемость», «несумасшедшесть».
Consesual. Опять же, это не «добровольность». Очень красивый термин, но не имеющий отношения к делу. Смысл в том, что происходящее между партнерами в рамках BDSM, должно быть между ними согласовано – это как бы основа поведенческой культуры.
«Главный» ресурс страны вместо внятного, понятного набора определений распространяет гламурную ерунду, выкопать из которой изначальный смысл может только очень догадливый человек.
А.А.: Но, как довольно-таки молодое движение в России, БДСМ ещё не оформился в умах людей, даже тех, кто в Теме или ещё только в неё входит. Отчасти это происходит из-за отсутствия информации, отчасти из-за большого нагромождения статей о БДСМ, написанных людьми, далёкими от Темы.
К.Г.: Как мы видим выше, статьи от тех кто понимает в Теме – не сильно лучше.
А.А.: Как Вы считаете, в чём кроется главная проблема искажённого представления о БДСМ?
К.Г.: В людях, по которым о нем судят посторонние.
А.А.: Почему люди, которым надоели «ванильные» (традиционные – прим. автора) отношения и они устали от вполне «ванильных» ролевых игр, идут в БДСМ?
К.Г.: Потому что в BDSM гендерные отношения доведены до абсолюта. Либо мужчина становится тем, кем он должен быть по природе – Лидером, Хозяином, либо мужчина низводится до состояния червя, проходя остаток пути, по которому его ведет современное убожество политкорректности
А.А.: Какие люди приходят в БДСМ?
К.Г.: Разные. В значительной части – не состоявшиеся. На их фоне состоявшиеся выглядят особенно выразительно.
А.А.: Что вы думаете о «БДСМ-тусовке»?
К.Г.: Я ее сейчас почти не знаю – я в ней изрядно разочаровался несколько лет назад.
А.А.: Существует ли строгая иерархия в БДСМ-сообществе?
К.Г.: Нет, хотя отдельные игроки старательно пытаются ее создать. Вообще попытки сектостроительства в Теме, случаются, в моем понимании, где-то раз в пару лет.
А.А.: Бывают ли семьи у БДСМ-щиков, и чем они отличаются от ванильных семей?
К.Г.: Бывают, а вот про отличия лучше спрашивать у них самих – со стороны все всегда искажено.
А.А.: Правда ли, что домины – это в основном старые девы, у которых не сложилась жизнь; доминанты – люди закомплексованные, не способные проявить нигде более власть; а все нижние – люди изнеженные, часто стоящие у власти, которым хочется, чтобы их побили?
К.Г.: Любой стереотип имеет под собой основу. Про «в основном» – не скажу, но, что это некоторая значительная часть – да,
пожалуй что. Про нижних – это менее похоже на правду. Скажем, для нижних женщин поход в Тему очень часто связан с попыткой, ну хоть в чем-нибудь, сделать себя привлекательной для мужчин. Как можно догадаться, по другим параметрам они изрядно непривлекательны.
А.А. Почему ванильная публика при упоминании БДСМ сразу рисует в своём воображении женщину в латексе, с плёткой в руках и лежащим у ног рабом, который мечтает о боли? И какие ещё стереотипные представления ванильной публики о БДСМ вы знаете?
К.Г.: Я слегка далек от ванильной публики. Но еще они знают про садистов-маньяков.
А.А. Почему многие люди не видят разницы между насилием и БДСМ-игрой, где все роли оговорены и всё делается по обоюдному согласию сторон?
К.Г.: А зачем им это? Любое знание мотивировано, а у этих людей нет никакой мотивации изменять стереотипные мнения. Они просто не хотят задумываться надо всем этим.
А.А.: Стоит ли широкому кругу людей входить в БДСМ, и какими знаниями о БДСМ должен обладать человек, чтобы понять, нужно ли ему это или нет?
К.Г.: Про широкий круг – не в курсе. Что касается информированности, это сложный вопрос. По-хорошему, человек должен
иметь в картине мира некоторый образ, с которым он мог бы соотнести свои желания, если паче чаяния они у него возникнут. Чтобы он представлял, куда ему идти и с чем экспериментировать. Остальное, так или иначе, приложится.
А.А.: Вообще, как вы считаете, БДСМ – это хорошо или плохо?
К.Г.: На мой вкус это нейтрально. Для кого-то хорошо, для кого-то плохо. Значит, это зависит не от BDSM, а от человека.
А.А.: Чем является БДСМ для вас?
К.Г.: Областью гуманитарного знания, структурой понятий, правил, процессов. Это социальное явление, которое попыталось,
но не смогло стать трендом
А.А.: Какая судьба ждёт БДСМ?
К.Г.: В каком-то виде БДСМ будет всегда.
А.А.: Как жить людям с нестандартными сексуальными увлечениями в обществе, где бушуют споры о религии, а от борцов за чистоту нравов звучат призывы истребить геев?
К.Г.: Сообщество БДСМ не использует, в отличие от геев, свои предпочтения в постели для получения социальных приоритетов или благ. Таким образом, оно изрядно защищено от последствий собственных неуемных амбиций – за счет отсутствия последних. Оно живет само по себе. И это, наверное, неплохо.